Как-то, была опубликована статья "Чистка приводов
CD-ROM". Она замечательна тем, что позволяет пользователю
собственноручно вернуть к жизни свой отказавшийся читать диски
привод. Но, как говорится, дальше - больше. В этот раз приводы
CD-ROM мы будем ремонтировать. Таким образом, у вас появляется
прекрасная возможность либо починить своего n-скоростного трудягу,
либо применить пару-тройку некрасивых слов по отношению ко мне - это
если вы родились с серьёзной ошибкой в устройстве "ruki" и под моим
руководством доломаете свой привод.
Рассматривать способы ремонта дисководов CD-ROM мы будем на
примере модели Samsung SCR-2431 (на рисунке изображён со стороны
печатной платы).
Хотя всё сказанное ниже можно применить и к
большинству других приводов. Этот дисковод взят для анализа по двум
причинам:
приводы от Samsung дёшевы, а потому распространены
в нашей стране;
в редакции "КВ" обнаружился именно этот привод в
несколько нерабочем состоянии.
Условно конструкцию привода
CD-ROM можно разделить на механику и электронику. Последнюю мы
трогать не будем - туда лезть страшновато, а о механике поговорим
подробнее. Оная включает шпиндельный двигатель, блок оптической
головки с перемещающим её приводом и систему загрузки
диска.
Шпиндельный двигатель 2 служит для приведения диска во
вращение. От него требуется высокая скорость и динамичность. Блок
оптической головки включает лазерный излучатель, фотоприёмник,
систему фокусировки и предварительный усилитель. Система фокусировки
служит для отслеживания биений диска в вертикальной плоскости.
Перемещение оптической головки в радиальном направлении обеспечивает
отдельный двигатель 4, связанный с кареткой 5 зубчатой либо
червячной передачей. Сама каретка устанавливается на специальные
направляющие, по которым может свободно перемещаться. Система
загрузки диска содержит лоток, двигатель для его перемещения,
механизм установки диска в рабочее положение. Установка в рабочее
положение достигается либо опусканием диска на шпиндельный
двигатель, либо приподниманием самого двигателя вместе с механикой
для осуществления сцепления с диском.
Итак, уважаемые
умельцы, если вас не испугал предыдущий абзац, начинаем ремонт
привода Samsung SCR-2431 (или другого подобного). В целях облегчения
его разборки желательно предварительно выдвинуть лоток загрузки
диска. Для этого на передней панели предусмотрено маленькое
отверстие, в которое вставляем шпильку или распрямленную скрепку и
аккуратно на неё нажимаем. При этом с лотка снимается блокировка, и
его можно выдвинуть вручную. Далее откручиваем четыре винта,
которыми крепится верхняя крышка, и получаем доступ к внутренним
элементам привода.
Анализ возможных неисправностей начнём с
системы загрузки диска. В большинстве приводов для
выдвигания/задвигания лотка используется отдельный двигатель. В
нашем же случае эту функцию взял на себя двигатель перемещения
каретки оптической системы. Когда лоток уже почти задвинулся, он
нажимает на рычаг, который в свою очередь толкает каретку в зону
действия шестерёнок 3, связанных с электродвигателем, а лоток в то
же время из этой зоны выходит. При этом опускается подставка с
диском, и последний прижимается к валу шпиндельного двигателя.
Однако экономия на двигателе перемещения лотка не прошла даром -
из-за достаточно сложной системы рычагов на последний зуб линейки
зубьев лотка приходится повышенная нагрузка. Кроме того, шестерня,
приводящая лоток в движение, соприкасается с линейкой зубьев не на
всю её ширину, а только наполовину. В результате нижняя половина
последнего зуба часто срезается. При этом лоток не до конца
задвигается, а если и выдвигается, то только с громким скрежетом.
Решить проблему достаточно сложно. Как вариант, можно попробовать
капнуть на срезанный зуб немного расплавленной пластмассы и после её
застывания при помощи надфиля придать ей форму зуба. Иногда помогает
поднятие шестерни, приводящей лоток в движение, на высоту верхней
половинки зуба.
Кроме вышесказанного, при проблемах с
загрузкой диска убедитесь в лёгкости хода всех рычагов и планок -
если потребуется, воспользуйтесь смазкой. В некоторых моделях
приводов вращение от электродвигателя к зубчатому колесу,
приводящему лоток в движение, передаётся через резиновый пассик. В
этом случае также проверьте его целостность.
Если с загрузкой
диска всё нормально, а привод всё равно притворяется неисправным, то
нужно проверить шпиндельный двигатель и систему перемещения
оптической головки. Для этого подключите вскрытый дисковод к
компьютеру и убедитесь, что при закрытии лотка каретка с лазером
перемещается, а шпиндельный двигатель включается на короткое время.
При этом должно появиться красное свечение лазера, которое, правда,
можно заметить только под определённым углом. Ни в коем случае НЕ
ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ в объектив лазера - это ОПАСНО для глаз. Диск во время
манипуляций с разобранным приводом также вставлять не рекомендую,
т.к. можете остаться, извините за грубость, без головы (в случае,
если из-за неисправности раскрученный до большой скорости диск
сорвётся с вала двигателя).
Отсутствие вращения шпиндельного
двигателя может быть вызвано либо собственно его неисправностью,
либо неисправностью управляющей микросхемы. Работоспособность
электродвигателя проверяется подачей на него постоянного напряжения
+5 В от внешнего источника (предварительно двигатель необходимо
отсоединить от печатной платы). Если электродвигатель окажется
неисправным, его заменяют на аналогичный (придётся хорошо побегать,
чтобы его найти). Заменить сгоревшую микросхему ещё сложнее, и вряд
ли вам удастся это сделать в домашних условиях.
Каретка может
не перемещаться, опять же, из-за неисправности двигателя или его
управляющей микросхемы, либо из-за износа элементов зубчатой или
червячной передачи. В этом случае неисправная деталь также
заменяется.
Предположим, что вам повезло - шпиндельный
двигатель вращается, каретка "ездит", лазер светится. Только вот
диски не хотят нормально читаться. Это может быть вызвано "тугим"
перемещением каретки оптической системы, перекосом шпиндельного
двигателя, а также загрязнением посадочного места для диска и линзы
оптической системы. В этом случае снимают лоток, планку, прижимающую
диск и, если нужно, плату электроники. Последнюю в рассматриваемом
приводе снимать было сложно, так как зажимы 1 крепятся к основанию
привода защёлками, доступ к которым затруднён. Кроме того, следует
осторожно обращаться с ленточными кабелями, которые желательно
отсоединить от платы.
Получив доступ к оптической системе,
мягкой кисточкой протираем линзу лазера, а также смазываем
направляющие каретки и оси перемещающих её шестерёнок густой смазкой
(например, ЦИАТИМом). Далее проверяем крепление двигателя - если
какой-либо из винтов ослаб, его нужно подтянуть. В заключение
хорошенько протираем спиртом обрезиненное кольцо посадочного
места.
Вот и всё. Соберите привод, и можете снова проверить
его на работоспособность. В большинстве случаев описанные процедуры
помогают вернуть его к жизни. Если же вам не повезло, то в качестве
наиболее оптимального варианта советую обратиться к людям,
специализирующимся на ремонте дисководов CD-ROM.